!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD XHTML 1.0 Transitional//RU" "http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd"> День памяти погибших подводников

День памяти погибших подводников

7 апреля 2012 года - 23 года со дня аварии на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». В ВМФ Российской Федерации в этот день моряки вспоминают всех погибших подводников, которые исполняли свой воинский долг на атомных подводных лодок К-8, К-19, К-27, К-219, К-278 «Комсомолец». Авария на АПЛ «Комсомолец» унесла жизни 42 советских подводников. На Братском кладбище Севастополя, где похоронены члены экипажа ПЛ "Комсомолец", протоиереем Игорем была отслужена панихида по воинам-подводникам.

«Комсомолец» был необычной подводной лодкой. На разработку этого уникального подводного корабля - сверхсекретного проекта 685 «Плавник» (по натовской классификации «Mike») в знаменитом ЦКБ «Рубин» ушло около 8 лет. В то время это была едва ли не самая большая и быстроходная подлодка в мире. Ее строительство, которое было завершено 09 мая 1983 года в Северодвинске, обошлось Советскому Союзу в огромную сумму. Дело в том, что лодка К-278 «Комсомолец» имела титановый корпус. Это делало ее беззвучной - невидимкой для радаров и акустиков. Кроме того она могла «нырять» в два раза глубже аналогичных американских субмарин. Во время ходовых испытания подлодка К-278 сравнялась с отметкой 1000 метров. Лодка «Комсомолец» вступила в ряды подводного флота ВМФ СССР 31 декабря 1984 года и стала единственной субмариной класса «Плавник», так как строительство второй приостановили еще до ее закладки и проект закрыли.

7 апреля 1989 года подводная лодка «Комсомолец» возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. Экипаж ожидал двухмесячный отпуск, и отдых в санаториях на южном берегу Крыма. Для кого-то это был первый поход, для кого-то последний.

Атомная подводная лодка К-278 шла в подводном положении на глубине почти в 400 метров в Норвежском море, когда внезапно заревела аварийная тревога. Из седьмого отсека матрос успел доложить, что вспыхнул объемный пожар. Еще 2 минуты назад из отсеков прошел доклад, что все в норме, а теперь на корме бушевал огонь. Скачок температуры сорвал магистральные трубы высокого давления. Рванувший оттуда воздух подхватил огонь, за секунды подняв температуру в кормовом отсеке до 1000 градусов по Цельсию. По внутренним коммуникациям огонь перекинулся в следующий шестой отсек.

Ко всем несчастьям на подводной лодке «Комсомолец» заклинило вертикальные рули. Потеряв ход, субмарина беспомощно замерла на глубине 150 м. В шестом отсеке два подводника получили смертельную дозу отравления.

Подводная лодка «Комсомолец» окончательно потеряла ход. И все же через 15 минут после пожара субмарина сумела подняться на поверхность. Экипажу удалось продуть сжатым воздухом цистерны центрального балласта. Только теперь на поверхности удалось локализовать пожар.

Экипаж лодки «Комсомолец» понес первые потери. Многие получили тяжелые отравления. От других, как казалось, смерть отступила, но пожар под водой был только первым кругом ада, через который прошли советские подводники.

Первым, всплывшую атомную субмарину обнаружил патрульный самолет ВВС Норвегии. На базу полетела радиограмма, сообщающая об аварии и координатах лодки «Комсомолец». Аварийно-спасательная служба Северного флота тут же приступила к спасательной операции. К месту аварии были направлены рыболовецкие суда находившиеся неподалеку.

Из 69 человек экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» выжили только 27 подводников.

Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море. Из-за дороговизны работ (1 миллиард долларов США) и безопасности операции поднять ее не представляется возможным. Треснутый корпус затянут ремонтным пластырем, замеры показывают, что ядерный реактор заглушен и пока не угрожает радиационной катастрофой. На борту подводной лодки «Комсомолец» остались две торпеды с ядерными боеголовками.

 

Гостевая книга Свежий выпуск газеты "Радуга"

Hosted by uCoz